?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Прошел "Gray Matter: Призраки подсознания" от Джейн Дженсен. К 3-й главе медленный и сонливый сюжет увлек не на шутку. Мы играем попеременно за двух персонажей - фокусницу Сэм и учёного Дэвида, причём у них складываются разные версии происходящего. Сэм считает, что вся чертовщина - мистификация некоего иллюзиониста; Дэвид верит, что это спиритический феномен его умершей жены. Интересно, чья же правда? В игре звучит мысль: каждый выбирает свою реальность, а Дэвид выбрал ту реальность, в которой его жена не умерла и продолжает существовать, поддерживаемая его воспоминаниями и фантазиями.

(spoiler) Тут напрашивалась мощная, на мой взгляд, концовка: оба правы. Просто у каждого своя реальность. Так история могла превратиться в гносеологическую притчу сродни "кочерге Витгенштейна". Это могло стать манифестом бунта против реальности, в которой любимые умирают; Дэвид не принимает это; у детектива получается две равноправные разгадки. К сожалению, Джейн Дженсен не пошла этим путём.

В 8-й, последней, главе одна из задач называется "Я - Лора Стайлз". Тут могло открыться, что жена Дэвида - жива. Она инсценировала свою смерть, она же стоит за всей чертовщиной в Оксфорде - это её Большая Игра, она стремится войти в тайный клуб иллюзионистов. Жестокое открытие получилось бы для Дэвида, но многое объяснило бы. Концовка в духе "Волхва" Фаулза - про дикое искусство за пределами добра и зла. Сэм, увидев такую философию иллюзионизма, доведенную до предела, больше не желает быть фокусницей; она отвергает иллюзии, теперь ей ближе путь науки, истины, воплощенный в образе Дэвида. К сожалению, Джейн Дженсен не пошла и этим путём тоже, выбрав банальную, классическую концовку в стиле мистического детектива.

Как говорят структуралисты, текст - генератор интерпретаций. Что ж, эта игра - генератор призраков подсознания. :)